Каталог марок для iPad, iPod и других мобильных устройств


Авторизация на сайте
Войти
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Сделать стартовой Стартовая страница
Заведите себе бесплатно почту Почта @MoiMarki.RU

Поддержать сайт Мои Марки

Новые пользователи сайта
wilsonedolie
Дата регистрации: сегодня
 
Руслан
Дата регистрации: сегодня
 
Nelly
Дата регистрации: сегодня
 
Трэш
Дата регистрации: 30.07.2013
 
Ирина
Дата регистрации: 29.07.2013
 
Тематический план выпуска почтовых марок на 2012 год


Новости филателии. Каталоги почтовых марок России, Украины и СНГ

Советская пропаганда и марки


Статьи по темам:


03.10.2011

Советская пропаганда и марки


Тенденция к глобальному присутствию советской пропаганды в информационном поле, подчинению всех возможных каналов общения своим целям, сделало ее объектом для изучения и подражания современных специалистов в области public relations и рекламы. В стране победившего социализма использовались новые методики проникновения в общественное сознание. Одной из интересных форм продвижения идей социализма была почтовая пропаганда и, в частности,  марки.


До первой мировой войны процент неграмотного населения Царской России был равен 80. Естественно, что при таком положении вещей нельзя было ожидать больших объемов почтовойпропаганды, направленной на укрепление существующего общественного строя. Только в 1913 году, в ознаменование трехсотлетия правления дома Романовых, была выпущена серия из 17 марок, изображавшая русских правителей и виды разных дворцов, олицетворяющих силу и мощь правящей династии. До этого времени, главной чертой рисунков всех регулярных выпусков было изображение двуглавого орла, как символа, направленного на прекращение всякой общественной инициативы. Год спустя, вспыхнула война и через три года цепи тирании династии Романовыхпали под карающим мечом Революции, символически изображенном на первой марке РСФСР,  выпущенной в 1918 году.

Новая форма государства, установленная в России в октябре 1917 года, потребовала коренногоперевоспитания угнетенного и отсталого народа. Этой цели была подчинены все формы государственной пропаганды, одной из которых стали почтовые марки. Успешная борьба с неграмотностью, злейшим врагом распространения новой идеологии, коренным образомрасширила возможности продвижения идей социализма в массы. Установленный социальныйстрой государства, события и личности Революции, мощь Красной Армии стали главными сюжетами  первых советских марок. Их ранние выпуски вносили в общественное сознание историю Революции и Свободу, достижение которой декларировала Советская власть.

Несмотря на кажущуюся сумбурность выпусков почтовых марок, вышедших в период становления Советского Союза, их можно классифицировать.

Возможно, что выпуск марок в память о некоторых годовщинах ввел многих в заблуждение об ихдействительном поводе, так как эти годовщины являлись только подходящим оправданием для производства того, что в области рекламы могло бы называться напоминающим объявлением. Тот факт, что использовались 4-я, 5-я, 10-я, 15-я, 20-я и 25-я годовщины, например, ВеликойОктябрьской социалистической революции, показывает, что марки выпускались такие, как нужно и когда нужно . По мнению аналитиков PR2B Group, марки такого рода действовали, как пропаганда и провоцировали заинтересованного наблюдателя к получению информации и особытии, годовщина которого отмечена их выпуском, и о советском режиме в целом.

Давайте разберем марки, выпущенные в память об отдельных личностях. Первым в списке,конечно, идет В.И. Ленин. Траурные марки вышли уже в год его смерти - 1924, впоследствии они выходили с достаточной регулярностью.

Особенно интересна, вышедшая в ноябре 1934 года, вторая за этот год, серия марок, посвященная 10-летию со дня смерти В.И. Ленина. В ней присутствовали портреты Вождя в детстве, юности, зрелом возрасте, Вождя на трибуне, колонн трудящихся, скорбящих у Мавзолея. Завершала же эту серию марка наивысшего денежного достоинства с изображениемкарминово-красного портрета Верного Ленинца И.В. Сталина на фоне исполненного в бело-розовых тонах портрета В.И. Ленина... (Комментарии о символичности и преемственности здесьизлишни...)

Следующими по списку идут отцы-основатели коммунистической идеологии К. Маркс и Ф. Энгельс. Одна марка из серии «50 лет со дня смерти основоположника научного коммунизма К. Маркса» 1933 года изображает репродукцию картины начала XIX века «Вид города Трира» - родины К.Маркса.

Другая - могилу Маркса на Хейгетском кладбище в Лондоне, слишком тихое место для последнего пристанища человека, ответственного за такую большую социальную перемену.

Третья - факсимиле его фотопортрета  1865 года. Этот, казалось бы, не имеющий никакой пропагандистской подоплеки, выпуск должен был напомнить о немецких корнях коммунизма иподдерживать надежду на реванш в уже национал-социалистической Германии.

В 1933 году были выпущены марки, посвященные памяти Ушедших Борцов Революции - деятелей Коммунистической Партии и гибели 26 Бакинских Комиссаров в 1919 году.

Если вспомнить известную аксиому, что без жертв никакая религия, политическая организация или идеология не является завершенной, то продолжение первой серии в 1934 и 1935 годах покажется совершенно логичным пропагандистским шагом.

Значение символа «Серп и Молот» было сильно выражено с первых дней Советской власти. Союз сельского хозяйства и промышленности декларировался, как основа революционного государства в выпуске еще 1921 года. В 1922 году к ним прибавилась еще третья составляющая - «Красноармеец», символизирующий вооруженные силы пролетарского государства. Однако, после издания в 1923 году марок о первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, сельское хозяйство отступило на время на задний план, возможно из-за недостаточно активного сотрудничества с советской властью со стороны крестьянства в периодвоенного коммунизма, НЭПа, а впоследствии и коллективизации.

Самые большие успехи Советов были достигнуты в области промышленности, для развития которой в 1929 были выпущены марки, рекламирующие государственный индустриальный заем и утверждающие торжество советской экономики. Из четырех марок этой серии промышленности были посвящены три, а сельскому хозяйству - только одна. Марка 28 копеечного достоинства,пожалуй, наиболее удачно демонстрирует рост выпуска чугуна, так как использует для этогографическую форму. 

Укрепление новой общественной системы и разрешение многих проблем, стоявших перед советским правительством на первом этапе формирования пролетарского государства, отмечены такими выпусками, как серии «В помощь беспризорным детям» (1926-1929 гг.), рассказывающиео росте благосостояния детей в СССР и объявление о первом Всесоюзном пионерском слете в 1929 году. Этим были ознаменованы достижения в перевоспитании банд беспризорных и голодающих детей, которые находились в больших городах Советского Союза. Дальнейший успех в воспитании подрастающего поколения отражен в марке, выпущенной к ленинградской первой Всесоюзной педагогической выставке 1930 года и изображавшей группу советских учащихся, а также выпуск «Дети Советской страны» 1938 года.

Не была забыта и литература. А.М. Горький, Л.Н. Толстой и А.С. Пушкин, по мнению советскихпропагандистов, являлись писателями, очевидно, вполне подходящими для чтения советскиммассам. Во всяком случае, об их существовании напоминали марки в 1932, 1935 и 1937 годусоответственно.

Пропагандистские марки, посвященные советским вооруженным силам, впервые вышли в 1928 году, по случаю 10-й годовщины Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Тема этого выпуска постоянно обновлялась впоследствии, но наиболее поразительна из всех -Антивоенная серия 1935 года, посвященная 20-летию с начала первой мировой войны. Она вышла в период формирования  и укрепления очагов военной опасности в Европе и Азии - фашистской Италии, национал-социалистической Германии и милитаристской Японии. Эта серия согласовывалась с внешней политикой СССР, утверждая идеалы коллективной безопасности, разоружения и призывая к неприятию соглашательской политики ведущих капиталистических стран. В последствии, на фоне развернувшейся в 1939 году второй мировой войны, эти идеалыбыли заменены декларированием готовности советских вооруженных сил к вооруженномуконфликту.

В 1940 году вышли серии, посвященные введенному в 1931 году Всесоюзному физкультурному комплексу «Готов к труду и обороне СССР» и 20-летию штурма Перекопа Красной Армией.

Развитие войны по сценарию «Блицкрига» привело к усилению военно-патриотическойпропаганды, что не могло не отразиться и на марках. В 1941 году, до 22 июня, были изданы выпуски, напоминающие о мощи Красной Армии и военных победах Царской России.

Они были посвящены 23-й годовщине Красной Армии и Военно-Морского флота СССР (такая не круглая дата - еще одно подтверждение, что марки выпускались какие надо и когда надо), а также 150-летию взятия крепости Измаил войсками под командованием А.В.Суворова.

Если же учесть марки «Первая годовщина Карело-Финской ССР», опосредовано напоминающие о победе в зимней войне 1939-1940 гг., то картина будет вполне завершенной.

В две большие группы можно объединить почти все остальные марки, выпущенные с 1918 года. Это памятные выпуски по поводу  всяких событий в Советской и Революционной истории иреклама Советских достижений.

Необходимость восстановления пошатнувшихся за годы НЭПа коммунистических идеалов былаотражена в серии 1925 года, посвященной 20-й годовщине Декабрьского вооруженного восстания в Москве. Эти марки представляют собой изображения ораторов, обращавшихся с речью к толпам, баррикад, и прочих атрибутов, неразрывно связанных с Первой русской революцией против власти тирании. Практически одновременно были выпущены марки и в честь 100-летия восстания декабристов - «русских дворянских революционеров».

Авиация и воздухоплавание - это область, в которой Советская Россия себя активно проявила, и многие марки обращают внимание на достижения советских летчиков. Самая ранняя из марок воздушной пропаганды была выпущена в 1931 году, в связи с организацией фонда Дирижаблестроения и в дальнейшем были выпущены марки, которые показывают советскихавиаторов, особенно молодежь обоего пола.

Замечательным среди них является выпуск марок воздушной пропаганды 1934 года и другие,1935 и 1938 годов напоминающие о перелетах Москва - Северный полюс - США. Более убедительными являются марки, посвященные подвигу стратонавтов, погибших при катастрофе стратосферного аэростата «Осоавиахим-1» в 1934 году, но достигших высоты 22000 метров.

Одно время Советская политика была направлена  на открытие Арктики и достижения СССР, как в воздухе, так и на море, отмечено рядом выпусков - «Второй Международный полярный год»1932 года, «Спасение челюскинцев» 1935 года и другими. Такие марки содействовали привнесению в сердца советских граждан мотивов Героизма, стремления к Подвигу, отречения от личного, вплоть до самопожертвования, ради общего дела, за честь Страны Советов.



В почтовых миниатюрах также хорошо представлено советское строительство и искусство. Новой архитектуре Столицы Советского Государства - Москвы были посвящены выпуски в 1937 и 1939годах. Скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», венчавшая вызвавший сенсацию и всеобщее признание советский павильон на Парижской международной выставке 1937 года, была показана в трех марках в 1938 году. Выпуски 1935 и 1938 гг., посвященные московскомуметро, наряду с пропагандой советских достижений в области науки, техники, строительства иархитектуры, рекламировали его и как объект туризма.

Крымско-кавказский же выпуск 1938 года о путешествиях можно считать почтовыми миниатюрами рекламного характера.

Заслуживает внимания и этнографическая серия 1933 года «Народы СССР». Она ярко показывалаогромной важности работу, проведенную в СССР, с целью сплотить разные народности, таксильно отличающихся друг от друга по степени их развития, в одно идеологическое целое, в новую общность - советский народ. Глядя на изображения работающих людей в национальных костюмах, можно почувствовать, что почтовая марка помогала в исполнении этого дела.

В целом, почтовые марки, как и остальные виды пропаганды, отражали положительные аспектыжизни Советской России, создавая идеализированный образ экономически мощной, стремительно развивающейся страны, в общественной жизни которой превалируют мотивы равенства, братства и социальной справедливости.

Источник: http://advschool.ru/articles/article2253.htm

Теги: 
Автор:  Владимир Журавель к.и.н., креативный директор PR2B Group
Рейтинг:  3.66

Возврат к списку



Статьи по меткам

"Британская Гвиана" "Письмо в Бордо" - Мальта 120 лет 1878 год Cтрана филателия Австралия Австрия Аксели Вальдемар Галлен-Каллела Альфонс Муха Анатолий Близнюк Ар деко Ар нуво Арнольд Беклин Артур Рэкхем Байконур барельеф Болаффи Бонапарт Борис Дехтерев Британия Венгрия викторианский дизайн Восток всемирный День Г.Ф. Чучин генеральная ассамблея Германия Германо-австрийский почтовый союз Голова Гельвеции город Инькоу Джеймс Прайд Джон Флаксман Династия Цин Донбасс Арена Донетчина живопись Жорж Мельес Жюль Шер Ивер Израиль Искусство искусство История Йозеф Моккер Йозеф Риппль-Ронаи Казахстан Камилл Гильберт Канада каталоги Классика клей Коломан Мозер космическая станция космическая тема в искусстве мод космонавт космонавты космос Кыргызстан Леопольдо Метликович лесная рэкхемерия Либерти Липсия литература Литература Маврикии Максфильд Пэрриш Маннергейм марка марки Марчелло Дудович Михель модерн море моя марка Наби Наполеон неоклассицизм Новая Зеландия Нючжуан Обри Бердсль оон Отто Эккман Пекин Петер Беренс печатная графика Пиво Польша Полярная звезда потовый дизайн почта почтовая марка почтовая открытка почтовые ведомства правительство провинция Ляонин Разбойники разновидности растры Рональд Рейган Россия саксонская тройка Салижан Шарипов Салют Сервантес Сергей Прокофьев сецессия Сингапур Скотт Сотби Союз СССР стандарт Станислав Выспяньский сувениры сценография США Тайвань тайнопись толщина Тяньцзинь узнаваемые брэнды Уильям Брэдли Уильям Линтон Уильям Николсон Уильям Уайон Фердинанд Ширнбек Фиджи Финляндия Франц-Иосиф Франция художник художники Цорн черная единица черный пенни Чехия Шандор Надь Шанхай Шарль Рене де Сен-Марсо школа Элиэль Сааринен эпоха эклектики юбилей югенд югендстиль Ян Тоороп Яньтай яхточный стиль Яцек Мальчевский

Статьи текущего раздела:



Разработка сайта - Антон Воронов