Каталог марок для iPad, iPod и других мобильных устройств


Авторизация на сайте
Войти
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Сделать стартовой Стартовая страница
Заведите себе бесплатно почту Почта @MoiMarki.RU
Новые пользователи сайта
Прохор Воскресенский
Дата регистрации: вчера
 
Эрмин Толмачев
Дата регистрации: вчера
 
Гончар
Дата регистрации: вчера
 
Пагианин
Дата регистрации: вчера
 
Ольга Иванов
Дата регистрации: вчера
 
Тематический план выпуска почтовых марок на 2012 год


Новости филателии. Каталоги почтовых марок России, Украины и СНГ

История почтовых марок и конвертов

История конверта и почтовой марки.

Прежде чем начать, следует сказать, что у самой почты, без которой не было бы всего остального, огромная история.
Развитую, хорошо организованную почту имели все великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.

Но почта это не только письма. Например в XVII – XVIII вв. по почте пересылались в Россию грузы, которые мы назвали бы непочтовыми: в рогожных связках весом по 10 и более пудов посылали рыбу, бочки с икрой, с уксусом и вином. Еще почта возила из Астрахани в Петербург виноград, арбузы, дыни к царскому столу.
Некоторые исследователи, в том числе и Щелоков А.А. называют точную дату создания почтового ящика посредством, которого и появилась «почта» в настоящем ее понимании, как одного из видов связи.

По этой версии, а 1500 году португальский мореплаватель Бартоломео Диас (тот самый, что открыл для европейцев мыс Доброй Надежды) попал в страшный шторм у берегов Южной Африки. От экспедиции уцелел только один корабль, которому удалось войти в тихую бухту и найти там временное пристанище. Перед тем как покинуть спасительную гавань, один из офицеров написал обстоятельный отчет об итогах экспедиции Диаса, рассказал о гибели командира и многих товарищей. Отчет было решено оставить на берегу, на тот случай, если и последнему кораблю не суждено будет добраться до родных берегов.
Письмо завернули в просмоленную ткань, упрятали в старый башмак и подвесили на дерево неподалеку от берега. Португальцы надеялись, что кто-нибудь все же обнаружит их послание. Так и случилось.

Португальский корабль капитана Джоао да Нова, который вел очередную эскадру в Индийский океан, вошел в удобный залив. Там на дереве моряки обнаружили старый башмак, а в нем письмо. По приказу да Нова матросы соорудили на берегу часовню. Вокруг нее постепенно вырос европейский поселок. А башмак матроса из эскадры Диаса еще долго висел на дереве, служа почтовым ящиком.
Много лет спустя на этом месте в заливе Моссел Бэй поселенцы соорудили памятник первому почтовому ящику. Он сделан из бетона и имеет утилитарную задачу – служить для сбора почтовых отправлений. Но имеет форму старинного португальского башмака и напоминает о старинном знаменательном событии…

Конверт.
Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Как известно из курса истории люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка - «письмо» и табличка – «конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». Так обеспечивалась тайна переписки в те далекие времена. До наших дней дошло два таких «письма». Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

В античные времена люди писали письма на восковых табличках, которые складывали вместе и обвязывали шнурком. На шнурок ставилась печать отправителя. Римляне оттискивали ее на воске, а греки применяли для той же цели смесь глины и воска, называемую «мальтой». Пчелиный воск стал главным материалом для печатей и в средние века. Цвет печати зависел от содержания письма: на свадебных приглашениях она была белой, на сообщениях трагического характера черной.

В некоторых странах, в том числе и в России, печати делали из свинца или благородных металлов – золота и серебра. Тонкий листочек металла сгибали пополам и на нем оттискивали штемпель. Такая печать висела на шелковой или льняной нитке.
А вот новый материал для печатей – сургуч пришел к нам с Востока. Мореплаватели парусника «Виктория», который находился в составе экспедиции Магеллана, в числе заморских диковинок привезли из Китая в Испанию сургуч – особое клейкое вещество, получившее название «испанского воска». Тогда сургуч был большой редкостью. Только несколько мастеров владели искусством его изготовления.

Но уже в середине 16 века некий Самуэль Циммерман, житель немецкого города Аугсбурга, в сочинении об искусстве переписки (были в старину и такие руководства) привел рецепт изготовления красного сургуча: «Взять чистой белой смолы, распустить ее на умеренном угольном огне и, когда она распустится, снять с огня и вмешать в смолу на один фунт четыре лота мелкой малярной киновари, дать вместе застыть или перелить в холодную воду, и получится красивый, красный, крепкий сургуч».
Российская почта до сих пор применяет сургуч для опечатывания посылок, ценных писем и бандеролей.

Настоящие законодатели мод в почтовом деле – англичане. Именно в Англии появились первый конверт и первая марка.

Раньше письма писали на бумаге разного формата. И вот одно время очень модно стало использовать для переписки бумагу формата визитной карточки. Но «визитки» были не совсем удобны, потому что «письмо» надо было еще складывать в виде пакетика, чистая сторона которого предназначалась для адреса.

И вот в 1820 году владелец писчебумажного магазина в английском городе Брайтоне мистер Бревер придумал специальные пакеты и продавал их вместе с листками бумаги. Сначала он сделал небольшую партию таких пакетов и раздавал их в виде бесплатного приложения к купленной у него бумаге. Новинка пришлась по вкусу. Теперь уже все хотели отправить свои письма непременно в «пакетах мистера Бревера». Только вот выкраивать и клеить их не каждому хотелось. Да и не всякий умел это делать хорошо. Предчувствуя большой успех, мистер Бревер поручил изготовление почтовых пакетов двенадцати специальным предприятиям. Он даже придумал машину для изготовления конвертов.
А чуть позднее «пакеты мистера Бревера» стали называться «конвертами» – от английского слова «tо cover» (закрывать).

Еще через несколько десятилетий идея предварительного проклеивания одного из клапанов конверта озарила француза Пуарье. До этого письма скреплялись сургучом или специальной облаткой.
В конце 19 века англичане ввели у себя моду на разноцветную почтовую бумагу, окраска которой должна соответствовать дню недели. По понедельникам принято писать на бумаге цвета морской волны, по вторникам на бледно-розовой, по средам на серой, по четвергам на светло-голубой, по пятницам на серебристой, по субботам на желтой и по воскресениям на белой.

Примерно в то же время и «…в Париже в большой моде почтовая бумага самых ярких цветов: красного, зеленого, голубого. Монограммы делаются очень маленькими на верхнем левом углу, тисненные золотом на белом щите. На конвертах не делают больше монограмм, зато высшим шиком считается запечатывать письмо белым сургучом, письма теперь душат очень мало или совсем не душат».
В стоимость конверта включалась и оплата почтовой доставки.
На территории России первые штемпельные конверты появились в 1845 году в княжестве Финляндия.

В Санкт-Петербурге пересылка писем в «штемпельных кувертах» началась с 1 декабря 1845 года. Император Николай I одобрил введение в России знаков почтовой оплаты в виде штемпельных конвертов для городской почты.

К этому времени в Санкт-Петербурге действовала хорошо налаженная городская почта, начавшая функционировать с января 1833 года. Корреспонденция сдавалась на почту через приемные пункты, организованные в мелочных лавках. Сначала было открыто 42 приемных пунктов. К середине 1834 года число приемных пунктов было увеличено до 108. Почтовый сбор до введения штемпельных конвертов взимался с клиентов только наличными деньгами. За прием и сохранность корреспонденции и денег несли ответственность хозяева лавок. После оплаты сбора корреспонденция опускалась в находящийся запертый почтовый ящик, из которого вынимались и доставлялись на почту несколько раз в день.

До 1843 года городская корреспонденция доставлялась в единственное отделение Санкт-Петербургской городской почты в почтамте, откуда разносилась адресатам 3 раза в день. Ко времени введения штемпельных конвертов было открыто второе отделение городской почты, и доставка корреспонденции осуществлялась уже 6 раз в день.

Успех штемпельных конвертов побудил почтовый департамент незамедлительно ввести это новшество и в Москве. Здесь продажа «штемпельных кувертов» была открыта 27 февраля 1846 года и осуществлялась двумя отделениями городской почты, а также всеми отделениями общегосударственной почты. Кроме действовавших в мелочных лавках пунктов приема корреспонденции, московский почт-директор счел целесообразным учредить для Москвы приемные места для писем в больших кондитерских, так как они работали и в праздничные дни, а в будни закрывались позднее всех остальных магазинов.
 
Теперь не нужно было с каждым письмом идти на почтамт или обращаться к лавочнику. В 1848 году вначале в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве появляются почтовые ящики.
В отличие от ящиков городской почты они устанавливались прямо на улице, доступ к ним обеспечивался в любое время.


В 1866 году приемные пункты в лавках и магазинах были закрыты, а вместо них установлены обычные почтовые ящики.

Марки.
1840 год Англия.
Наверное, самым невезучим предшественником почтовой марки, оказался проект выпуска почтовых конвертов, называемых «конвертами Малреди» (по фамилии автора рисунка, известного английского графика Уильяма Малреди). В Англии готовились к почтовой реформе. Подготовка шла полным ходом, и было решено для подтверждения факта оплаты использовать два способа. Первый – с помощью особой квитанции, которая должна наклеиваться на отправление. Второй – путем использования специально изготовленных конвертов.

Вот так выглядели «конверты Малреди». В верхней части фигура Британии, сидящей на скале. У ног ее лев, рядом щит с изображением флага Великобритании. По обе стороны от головы Британии располагаются летящие ангелы – символ добрых новостей. В отдалении парусные корабли и оленьи упряжки. Здесь же изображения индусов на слонах, китайцев с косичками, индейцев приветствующих миссионеров, купцов с товарами и сцены чтения писем. Вся эта помпезная композиция должна была символизировать развитие почтовой связи на обширных землях, подвластных британской короне. Конверты печатались на лучших сортах бумаги с шелковыми нитями и соответствовали по цвету и номиналам почтовым маркам. У одного с рисунком черного цвета было написано:
«Конверт Малреди» и почтовая марка вышли в свет в один день 1 мая 1840 года. И хотя королевский почтмейстер Роуленд Хилл надеялся на «конверт Малреди» больше, чем на свое изобретение – почтовую марку, на практике вышло другое. Конверты при всей их помпезности не пользовались популярностью у населения. Более того, в газетах стали появляться карикатуры и анекдоты по этому поводу. Наибольшей критике подвергся рисунок Малреди. Он был воспринят как выражение колониальных устремлений Великобритании. Стали распространяться многочисленные выпуски конвертов с сатирическими вариациями на тему рисунка Малреди. Позднее коллекционеры насчитали 47 карикатурных вариантов «конверта Малреди». Встретив такой прохладный прием «конверты Малреди» просуществовали очень недолгое время. Вскоре их изъяли из обращения. Почтовая же марка начала свое триумфальное шествие по планете…

Предшественники почтовой марки.
1653 год Франция. Арендатор парижской почты граф Жан Ренуар де Виллайе получил от Людовика XIV привилегию на организацию городской почты Парижа. В то время в Париже единственная городская почта помещалась в небольшом помещении на улице Сент-Жак. Каждый, кто хотел отправить письмо, должен был явиться на почту, сдать письмо и уплатить почтовый сбор. Встав во главе городской почты, граф приказал установить почтовые ящики, в которые можно было опускать письма. Предварительно были установлены единые тарифы и введена предварительная оплата отправлений. Для этой цели были выпущены специальные ярлыки (лентообразная бандероль) с надписью «Свидетельство об уплате почтового сбора» на одной стороне и «почтовый сбор оплачен, …… 1653 года» на другой. Они продавались по цене в 1 соль (5 сантимов или 1/20 ливра) не только у специального чиновника в королевском дворце, но и у швейцаров, в монастырях и т.п. Ярлыки нужно было прикреплять к письму таким образом, чтобы почтовый чиновник мог легко отделить их. Ярлыки (своеобразные почтовые квитанции) оставались у почтальона, доставившего письмо. Разрешалось прикладывать к письму и вторую оплаченную, но не заполненную квитанцию – своеобразное письмо с оплаченным ответом. Две сотни почтальонов, трижды в день разносили оплаченные письма. Мы не знаем, как выглядели бандероли (ярлыки) Виллайе т.к. ни одной из них не сохранилось.

Конец восьмидесятых годов XVII века Англия. Предприниматель Роберт Муррей решил монополизировать всю внутреннюю почту английской столицы, введя весьма низкий для того времени единый почтовый тариф. Он организовал первую частную почту в Лондоне названную «penny Post».

Свое название она получала от величины тарифа – за 1 пенни она доставляла письма и посылки весом до 1 фунта (454 грамма) в пределах города. После того, как «penny Post» (1680 год) перешла в руки купца Вильяма Доквра (Dockwra) она стала очень популярна. Вильям Доквр открыл в городе около 500 приемных пунктов и семь почтамтов (по числу районов города). Буква «L» в штемпеле означает почтамт на Лайм Стрит, буква «P» – почтамт в районе собора святого Павла. Доставка корреспонденции производилась в среднем 4-5 раз, а в центре города даже 10-12 раз в день. Отправитель оплачивал тариф при сдаче письма на приемный пункт. При этом на конверт ставился треугольный штемпель с надписью «pENNY/post/paid». При доставке письма на него ставился второй штемпель в виде сердца. В его верхней части находилось слово или (Первая или вторая половина дня), а в нижней указывался час доставки. Следует отметить, что «penny Post» была национализирована в 1698 году и просуществовала почти в неизменном виде до почтовой реформы Англии 1840 года, связанной с введением почтовой марки. Несколько писем «penny Post» занимают почетное место филателистической коллекции Британского музея почты.
На одном из них (со штемпелем с буквой «P»), доставленном в 1681 году очень интересен адрес. В переводе он выглядит следующим образом: «Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит».

«Черный пенни».
Никто не предполагал в 1840 году, что марки, выпущенные огромным тиражом – 75 миллионов экземпляров, станут редкостью. Речь идет о двух первых марках мира – «Черном пенни» и «Синем двухпенсовике». В данном случае – о полном листе «Черного пенни», который совершенно случайно был обнаружен в архиве покойного сэра Роуленда Хилла. Сейчас этот уникальный, единственный лист хранится в британской королевской коллекции. Лишь изредка он демонстрируется на крупнейших международных и всемирных филателистических выставках.

Полный лист «Черного пенни» состоит из 240 марок, 20 горизонтальных рядов по 12 марок в ряду, что составляет по номиналу один фунт стерлингов – очень большую сумму для своего времени. Вероятно, именно это обстоятельство и удерживало покупателей от его приобретения. Каким чудом уцелел полный лист, остается только гадать: ведь найден он был приклеенным на стене почтовой конторы. И, несмотря на все предосторожности, при его отделении сохранить оригинальный клеевой слой не удалось.

Вот тут невольно вспоминаешь, что уже в апреле 1840 года, за несколько дней до официального выпуска «Черного пенни» в продажу, полиграфисты фирмы «Perkins, Bacon & Petch» плакались в интервью одной городской газете: «Вот уже пять дней мы занимаемся нанесением клеевого слоя на марки, и трудности, с которыми мы столкнулись, не поддаются описанию». Главным компонентом клея стала смесь картофельного и пшеничного крахмала со столярным клеем. Однако, несмотря на все трудности, свою работу полиграфисты выполнили великолепно… к огорчению последующих поколений коллекционеров, до сих пор не скрывающих сожаления, что единственный в мире лист первой марки не только местами лишен клеевого слоя, но и имеет повреждения бумаги: вот какой «хваткой» обладал клей!
Англичане очень любят и бережно сохраняют свою историю и традиции. Так в филателистической коллекции библиотеки Британского музея, бережно хранятся не только знаки почтовой оплаты, но и многие предметы, имеющие отношение к почтовым маркам. На этом прессе печатались первые почтовые марки Англии. Было сообщение в филателистической прессе, что в музей попали даже ножницы, которыми отделяли «черного пенни» от листа.

Автор «Черного пенни» художник Б. Чевертон, предложивший для рисунка репродукцию гравированного портрета королевы Виктории, подал идею проставить на всех марках миниатюрные буквенные индексы, определяющие местоположение каждой из них в печатной листе.
Например, марка с буквами С и Н находилась на пересечении третьего горизонтального и восьмого вертикального рядов, Печатались марки с 11 печатных форм. Автор и издатели обосновывали свою задумку борьбой с фальсификаторами, считая, что полностью повторить печатную форму будет сложно, а частое появление отдельных марок или пар с одинаковыми буквами выявит фальсификацию.
Напомним, что одновременно с «черным пенни» вышли и «конверты Малреди», историю которых мы тоже уже рассматривали. Так вот, 15 мая 1840 года на «конверт Малреди» были наклеены 5 первых марок Англии, и почтовое отправление отправилось в Бостон.

Первая русская марка.
Первая почтовая марка в России достоинством 10 копеек была выпущена 10 декабря 1857 года. К выпуску она готовилась целых семь лет.
В 1851 году главноначальствующий над Почтовым департаментом генерал В.Ф. Адлерберг командировал чиновника департамента А.П.Чарукоского за границу для изучения почтового дела. Возвратившись в Санкт-Петербург с большим багажом впечатлений, фактов и технологий применения почтовых марок, Чаруковский пишет записку «О введении штемпельных марок в России».

20 октября 1857 года изготовленные пробы штемпельных марок были утверждены императором Александром II, и в этом указе они впервые были названы почтовыми марками.
Тираж первой марки был довольно большим – 3 миллиона экземпляров. Однако в настоящее время почтовая марка № 1 России – большая редкость. В Государственной коллекции хранится единственный негашеный экземпляр в идеальном состоянии, а появление ее на аукционах отмечают многие филателистические журналы.

Зубцовка на марках.
Первые марки Англии и других стран были без зубцов. Они печатались листами, и на почте, при продаже, отделялись одна от листа простыми ножницами.
Первый же год обращения марок принес большое количество жалоб и нареканий.Целыми днями щелкали ножницы в окнах продажи почтовых марок. Занимался этим и почтовый работник Дублинского почтамта Генри Арчер. Однажды его взгляд упал на швейную машинку жены. Он вставил два листа бумаги и прошил их без нитки. Генри Арчил согнул листы и попробовал разорвать их. Бумага с небольшим усилием разорвалась точно по прошитой строчке. Экспериментируя дальше, Арчил попробовал использовать спиленную иголку для получения больших отверстий. Далее он додумался до пресса с рядом тупых иголок, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Это была первая перфорационная машина для линейной перфорации марок.
После долгих экспериментов идея Г.Арчера наконец-то осуществилась – в 1854 году вышли первые почтовые марки с перфорацией.

Всемирный день почты – 9 октября.
Этот день отмечается с 1847 года, когда был организован Всемирный почтовый союз, а всю неделю, с 3 по 9 октября, проходит Международная неделя письма.


Разработка сайта - Антон Воронов